Календарь природы

Текст и фотографии
Олег Цымбаревич

18 февраля 2025 г.


О короедах
или
иногда рубят, чтобы зеленело

В лесу есть много чего интересного в любое время года, всегда можно повстречаться с каким-нибудь необычным местным жителем – ярким цветком или необычным грибом, загадочной птицей, разноцветной бабочкой или усатым жуком. И чем глубже в лес – тем разнообразнее встречи. И, кажется, чем больше в лесах разной живности и растений – тем здоровее лес.
Однако, один из важнейших факторов здоровья леса – равновесие этого разнообразия – иногда по тем или иным причинам нарушается, и тогда кому-то из лесных жителей может не поздоровиться.

Наверняка каждый грибник или ягодник однажды встречался с такой невесёлой картиной, когда среди красивого зелёного леса вдруг обнаруживается участок со множеством засохших деревьев, которым, казалось бы, ещё расти да расти. И этому бедствию, на первый взгляд, трудно найти разумное объяснение.
Отчего вдруг засохла эта совсем ещё не старая ель, что за болезнь её погубила, ведь стоящие рядом деревья вполне здоровы?


На первый взгляд может показаться, что эта ель просто заболела и потому засохла. На самом деле частыми виновниками гибели деревьев  становятся маленькие жучки-короеды. Эти жучки совсем крошечные, да к тому же прячутся под корой, потому их вначале не так-то легко обнаружить. Но, приглядевшись повнимательней к некоторым деревьям, можно заметить на их коре многочисленные круглые дырочки диаметром около 2 миллиметров, похожие на отверстия от мелкой охотничьей дроби.

Семейство жуков-короедов очень большое – в него входит множество разных видов жуков. Эти отверстия на коре берёзы, например, проделал жук-короед заболонник берёзовый.


Входные вентиляционные отверстия в коре берёзы жука-короеда заболонника березового (Scolytus ratzeburgi)


Короеды почти всю свою жизнь проводят под корой, поэтому из следов их деятельности снаружи можно увидеть только эти отверстия и буровую муку, которую оставляют за собой жуки, проделывая под корой многочисленные ходы.


Основной вертикальный маточный ход и многочисленные боковые личиночные ходы
с остатками буровой муки под корой берёзы жука-короеда заболонника березового (Scolytus ratzeburgi)

Жуки-короеды, наряду с другими жуками – самые обычные насекомые, которые в нормальных условиях не наносят большого вреда, поражая лишь ослабленные деревья, и действуют подобно санитарам, даже оздоравливая таким образом лес.

Однако, например, в засушливые годы ослабленных деревьев становится больше, в результате чего растёт и количество короедов, которые, быстро размножаясь, заселяются также и на здоровые деревья, поражая немалые участки. Если не принимать никаких мер борьбы с ними, то вскоре могут погибнуть огромные площади леса.



Засохшие ели в лесу Виймси, поражённые жуками-короедами

Один из самых злейших вредителей наших еловых лесов это большой еловый короед типограф (Ips typographus).
Жуки-типографы обитатают в ельниках, поселяясь под корой и выбирая деревья постарше и покрупнее и, как правило, на участках с ослабленными елями.
В поисках виновников гибели деревьев я вышел к большой ели, упавшей, видимо, не так давно во время одного из штормов. На её стволе обнаружились и характерные входные отверстия короедов.


Входные отверстия, проделанные короедами в коре ели

Часто кроме этих дырочек на нижних частях ствола и на ветках деревьев можно увидеть кучки рыжевато-коричневых опилок, напоминающих какую-то муку грубого помола.

Опилки или буровая мука – отходы деятельности короедов на стволе и ветках дерева

Эти входные вентиляционные отверстия в еловой коре и рыжеватая буровая мука – следы работы главных виновников гибели елей в наших лесах – короедов-типографов – небольших жучков размером всего около 4-5 миллиметров. А это значит, что жизнь такого дерева уже находится под угрозой.
На обычной прогулке в лес, например, за грибами или ягодами из-за малых размеров и образа жизни под корой этих короедов и не увидишь.
Но как же такие маленькие жучки могут погубить огромные деревья? 


Жук-короед-типограф (Ips typographus), по-эстонски – kuuse-kooreürask,
основной вредитель еловых лесов в Эстонии, размером всего лишь 4-5 миллиметров

Весной в конце апреля проснувшиеся после зимней спячки самцы короедов массово заселяются на ослабленные или свежеповаленные от штормов деревья и начинают вытачивать под корой так называемые "брачные камеры", куда затем, выделяя особые феромоны, привлекают сразу по нескольку самок.


Работа короедов в самом разгаре

После уже оплодотворённая самка начинает проделывать в коре основной ход, равномерно откладывая яйца с двух его сторон.


Маточный ход типографа и заполненные буровой мукой боковые ответвления, сделанные уже личинками жука

Из отложенных самкой яиц затем появляются белые с бурой головкой личинки, которые начинают проделывать самостоятельные ходы, направленные в сторону от маточного, создавая своеобразный узор, характерный именно для короедов-типографов.

Эти многочисленные ходы и становятся главной причиной гибели елей: личинка, прокладывая себе путь, перерезает основные сосуды дерева, в результате чего оно не может получить достаточного питания от корней к кроне и уже через месяц-два начинает желтеть, постепенно засыхая.


Основной маточный ход типографа обычно устроен вертикально, а боковые ответвления сделаны уже личинками

Личинка типографа по мере продвижения увеличивается в размерах, поэтому её ход постепенно расширяется и заканчивается специальной ячейкой, в которой затем произойдёт следующая метаморфоза, когда личинка превратится сначала в куколку,


Справа куколка жука-типографа в своей ячейке-колыбели, слева видна головка личинки.

в которой постепенно начнут проявляться формы будущего жука,


Последняя стадия превращения куколки типографа в имаго жука

а затем из куколки уже окончательно сформируется взрослый жук.


Жук-короед-типограф (Ips typographus)

От других короедов типограф отличается наличием специального приспособления: задняя часть жука выглядит словно тачка шахтёра. С помощью этой "тачки" типограф, двигаясь задним ходом, выталкивает наружу полученные в процессе вгрызания в кору опилки, освобождая таким образом себе дорогу, и поэтому основные рабочие ходы у типографа всегда более свободные по сравнению с другими короедами. 


Задняя часть тела короеда-типографа, так называемая "тачка" – приспособление для удаления опилок из проделываемых ходов

О том, что работа короедов находится  в самом разгаре, как раз и говорят коричневые опилки на стволах и ветках деревьев.


Опилки или буровая мука – отходы деятельности короедов на стволе и ветках дерева,
вытолкнутые "тачкой" типографа из-под коры наружу

Как и у всех лесных обитателей у короедов тоже имеются естественные враги, которые участвуют в поддержании лесного равновесия – в данном случае безопасного для ельников количества короедов. Первым делом приходит на ум, конечно, "санитар леса", о котором знают даже дети – дятел.

Например, один трёхпалый дятел способен съесть за год более 600 тысяч короедов и их личинок, которых он ловко достаёт из-под коры, и это кажется на первый взгляд огромным количеством.
Однако, к сожалению, трёхпалые дятлы – слишком малочисленны и вряд ли могут повлиять на численность короедов в благоприятные для них годы, когда те массово заселяются в ельники.


Любимая пища трёхпалого дятла  – это жуки короеды-типографы и их личинки

Кроме дятлов есть у типографов ещё одни враги в лесу – это личинки необычного жука, похожего на муравья – муравьежука. Хищные личинки муравьежука длиной до 18 мм, обитают в ходах короедов, где прекрасно себя чувствуют, как на курорте, где всё включено, поедая без ограничений их яйца, личинок и куколок, здесь же после окукливаются и зимуют.
На этой же ели рядом с личинками короедов их и можно найти.


Личинка муравьежука обыкновенного, или короедного волка (Thanasimus formicarius), по-эстонски –  harilik sipelgmardikas

Здесь же рядом обнаружились ещё одни враги типографов – личинки мухи-зеленушки или короедницы, которые тоже с удовольствием поедают яйца и личинок не только типографа, но и других короедов.


Личинка мухи-зеленушки или короедницы (Medetera sp.), по-эстонски – üraskikärbse vastne

Но, к сожалению, в благоприятные для короедов годы их естественные враги уже не способны справиться с огромным количеством типографов, и тогда угроза для ельников становится критической. Поэтому пытаются бороться с короедами и лесоводы, иначе можно потерять большую часть наших еловых лесов. Эта борьба заключается в своевременном обнаружении мест заселения жуков-короедов весной, когда они только начинают массово расселяться в ельниках.

Для этого используют обработанные специальными феромонами деревья-ловушки, привлекающие жуков, и в момент их заселения туда такие деревья своевременно вырубают и вывозят из леса. Но на этом борьба с типографами не заканчивается, а продолжается в течение всего весенне-летнего периода, так как в последние годы за одно лето может развиться два поколения короедов. Поэтому лесоводы пытаются найти новые очаги расселения жуков и затем вырубить уже заражённые деревья.
Эти вырубки похожи на удаление злокачественной опухоли или аппендикса у больного – необходимой операции для сохранения жизни человека.


Следы работы короеда на засохшем дереве

В этом и состоит ответ на часто возникающие вопросы о том, почему иногда рубят молодой или охраняемый лес, который не подпадает под плановую рубку – ведь во многих случаях частичные вырубки в заражённых короедами частях леса жизненно необходимы для сохранения большей части деревьев.

Так что вопрос "Рубить или не рубить?" не такой простой, как иногда может показаться.