15 февраля 2019 г.

Текст и фотографии
Олег Цымбаревич


Следы растают скоро


Хочу сообщить всем радостную весть: по некоторым данным весна уже совсем близко. Об этом мне сообщила одна моя знакомая, которой с высоты всё видно далеко. Она залетела мне в кадр неожиданно во время съёмки юркого поползня вблизи бобровой плотины.

Увидеть знакомую оранжевую грудку в конце января – в это трудно поверить, но знакомый взгляд искоса подтвердил, что это действительно моя старая знакомая зарянка. Вообще-то зарянки перелётные птицы и, как правило, у нас не зимуют, улетая от холодов в тёплые края. Зато прилетают они назад одними из первых, поэтому их вполне законно можно называть "вестниками весны".

Но конец января – это всё же ещё слишком рано: скорее всего наша "вестница" решила в эту зиму никуда не улетать, прослышав, наверное, про глобальное потепление, либо перелетела к нам из более холодных северных мест.

Зарянка или малиновка (Erithacus rubecula), по-эстонски – punarind

И на самом деле, февраль, хотя и снежный пока ещё, но уже тающий и мокрый: права зарянка – ждать весны осталось недолго. Но, пока снег в лесу ещё не растаял, надо поспешить разглядеть и запомнить звериные тропинки, чтобы после весной и летом легко находить места, где лесные обитатели появляются чаще всего.

В феврале снег непостоянный: то подтает, то на него сверху вновь выпадет свежий, и хотя стараешься прийти в лес пораньше, но кто-то до этого уже успевает оставить свежие следы. Если бы они были покрупнее, то могли бы принадлежать зайцу, а если бы были поменьше - то лесной мыши или полёвке. Но эти следы не те и не другие: их оставила белка – это её лапы оставляют на снегу отпечаток трапецевидной формы.

Так же как и у зайца, у следов белки впереди отпечаток более крупных задних лап, а позади – передних.

В следах белки хорошо видны отпечатки пальцев и когтей

У белки на всех лапах длинные пальцы и цепкие когти, специально приспособленные для жизни на деревьях.

Белка (лат. Sciurus vulgaris), по-эстонски – orav

Белка проводит большую часть времени на деревьях и спускается вниз только для того, чтобы посетить свои кладовые и, если пойдём по этим следам, то вскоре обязательно увидим цель её прогулки по земле.

Следы прыжков белки

В конце лета и осенью белки делают запасы на зиму, пряча жёлуди и лесные орехи в дупла на деревьях или закапывая их в разных местах под деревьями или во мху.

Память у белок плохая, и часто они забывают про некоторые свои кладовые, поэтому ими с удовольствием пользуются лесные мыши, полёвки и птицы, а некоторые тайники так и остаются нетронутыми до весны. И ничего удивительного, если в каком-нибудь сплошном ельнике вдруг вырастают молодые дубки, а в сосновом лесу лещина – значит, привет белке!

Скорлупки лесных орехов - любимого лакомства белки, выкопанных из одного из тайников

Точно так же умеет делать запасы на зиму и птица сойка, которая тоже в разных местах зарывает в землю жёлуди и лесные орехи. И хотя у белки плохая память, но зато отличный нюх, поэтому часто она раскапывает тайник по запаху, не различая, чей он – её или сойки.

Ещё одна вскрытая белкой тайная кладовая, возможно спрятанная сойкой

Часто на земле вокруг ёлок можно увидеть множество разбросанных отростков еловых веток – это не ветер сбросил их вниз, а постарались белки: они любят поедать еловые почки, отгрызая концевые побеги.

Концевые побеги ели с обгрызанными белкой почками

А вот и ещё одна примета деятельности белки: наверное, каждый любитель природы сможет легко разгадать эту загадку про странную шишку.
Белка добирается до питательных семян шишки, обгрызая чешуйки у самой её сердцевины, оставляя нетронутой только часть возле верхушки.


Еловая шишка, обгрызанная белкой

Биологи подсчитали, что если бы белка питалась только шишками, то для того, чтобы не быть голодной, ей понадобилось бы ежедневно съедать семена примерно тридцати еловых или трёхсот сосновых шишек.


Белка, грызущая сосновую шишку

А вот другие более мелкие грызуны – лесные мыши и полёвки – в снежную и морозную погоду большую часть времени проводят под снегом, где они создают целую сеть многочисленных ходов. Там они прячутся от своих многочисленных врагов – лисиц, куниц, хорьков, сов – и хранят свои съестные запасы, накопленные осенью.

Но иногда и им приходится выбираться на поверхность, чтобы погрызть кору молодых деревьев или ещё по каким-то своим мышиным надобностям. Эти узкие строчки следов на снегу часто можно увидеть, когда несколько дней не выпадает снег.

Следы полёвки на снегу: видна тонкая полоска между следами ног, оставленная хвостом

Эту дорожку в пушистом снегу, возможно, проложила лесная мышь или землеройка.

 Следовая дорожка лесной мыши или землеройки

Но увидеть полёвку или лесную мышь непросто: если они и появляются изредка на поверхности, то бегут быстро даже по снегу, останавливаясь лишь на мгновение у какого-нибудь укрытия.

 Полёвка пробирается к норке перебежками

А с этими следами я разобрался не сразу, пройдя по ним между деревьев метров сто.
Это точно не хорёк, не мышь, а кто же?


Чьи же это следы?

Под одной ёлкой, где снег был поплотнее, удалось рассмотреть, что это следы птицы.
Но что за птица ходит по снегу в лесу такими длинными маршрутами?


Следы рябчика на плотном снегу

Пройдя дальше метров пятьдесят, нахожу ещё одну важную "улику": для точного определения имеют значение не только её форма, но и цвет. Теперь уже можно с большой долей вероятности сказать, что это следы рябчика – любителя семян из берёзовых и ольховых серёжек.
Цвет помёту рябчика придают семена берёзы(желтоватый) или ольхи (ржаво-охряный).




Помёт рябчика пообедавшего семенами берёзы




Здесь побывали рябчики, позавтракавшие, в основном, семенами ольхи

А вот, наконец и "автор", оставивший здесь свои следы – лесная птица рябчик, сидящая неподвижно тут же невдалеке на высокой берёзе. Рябчики предпочитают смешанные леса, где достаточно берёзы и ольхи, семенами которых они питаются, а в этом лесу таких деревьев много.

Когда в лесу достаточно снега, большую часть времени в промежутках между поеданием семян рябчики проводят на земле, слетая сверху вниз камнем прямо в сугроб, где сразу же закапываются, чтобы спрятаться от своих врагов, иногда проделывая длинные ходы под снегом.

Самец рябчика на берёзе. Рябчик (лат. Bonasa bonasia), по-эстонски – laanepüü

Там, где встречаются следы рябчиков, белок или мышей, всегда найдутся следы куницы – наряду с лисицами и совами одного из главных их врагов.
Эти парные следы я и увидел совсем рядом со следами рябчика.


Следы прыжков куницы в рыхлом снегу

На твёрдом снегу можно различить отпечатки всех пяти пальцев куницы, в отличие от кошачьих или собачьих, у которых отпечатываются только четыре.

Следы куницы на плотном снегу

Ещё один след, оставленный куницей на видном месте – это её помёт. По составу помёта охотники и биологи могут определить, что входило в меню куницы, в нём можно обнаружить остатки ее пищи: кости и шерсть мелких грызунов, перья птиц, непереваренные части насекомых, растений, семян.

Помёт куницы

Куница прекрасно лазит по деревьям, где и устраивает свои убежища, используя для этого дупло, птичьи или беличьи гнёзда, часто предварительно съев их хозяев, например здесь.

Вот такая коварная и для многих мелких зверей и птиц опасная "кошечка", хотя, конечно, к кошкам она никакого отношения не имеет и относится к семейству куньих. Куница – обычный лесной житель, и следы её можно встретить в разных лесах очень часто.

Лесная куница (лат. Martes martes), по-эстонски — metsnugis

А вот следы ещё одной "кошечки", только гораздо крупнее, я обнаружил недавно совсем рядом с домом – в Харкуском лесу.
Рысь действительно имеет отношение к кошкам, так как относится к семейству кошачьих, но в предыдущие годы её следов мне здесь не попадалось. Значит, появился новый житель в нашем лесу!


Следы рыси


Следы рыси довольно крупные: округлые отпечатки размером  5,5-8 см в диаметре, а длина шага от 25 до 40 см. На рыхлом снегу следы выглядят не очень чётко, так как зимой поверхность лап рыси становится сильно опушенной. Ступает рысь след в след задними и передними ногами.


Следы рыси (лат. Lynx lynx), по-эстонски — ilves

А куда же направляется эта "кошечка"? Попробуем пройти по её следам. Но направление её движения уже подсказывает, что именно интересует рысь. Это место мне знакомо уже давно: здесь неподалёку рядом с густым и сырым ивняком и ольшаником располагается тёмный ельник, а ещё чуть дальше заросшее тростником большое болото, где обитающим там разным зверям и птицам есть где спрятаться от врагов и подкормиться.


Следы рыси ведут в уже проверенную сторону

В этих местах обитает несколько семейств зайцев, а на полянах под слоем снега строят свои норки и ходы множество полёвок и мышей.
Да вот мы и пришли на место, куда привели следы рыси, и сразу же видим здесь петляющие следы зайцев с характерными шариками их помёта.
 


Следы зайцев с шариками помёта на снегу

А где мыши и зайцы – там, конечно, и лиса. Вот тут же рядом следы её мышкования.
Здесь все эти персонажи как раз и сошлись вместе – значит, тут и рыси раздолье. Глубокий и мягкий снежный покров для хищницы очень удобен – по нему её пушистые лапы ступают совершенно беззвучно, и даже самого тихого зверя чуткая рысь может услышать за несколько десятков метров, подбираясь к нему неслышно на расстояние одного броска.

В рацион рыси входят и мыши и зайцы, лисицы, белки, куницы, косули, а также рябчики, устраивающие себе убежища и ходы в глубоком снегу – а всех этих лесных обитателей здесь предостаточно, кроме всего прочего невдалеке находятся городские дома, где живут домашние кошки и собаки, тоже часто становящиеся добычей рыси.
Но вот саму рысь пока заснять не удалось – у неё, как и у многих других зверей, а у рыси особенно, образ жизни, в основном, сумеречный и ночной. 


Следы мышкования лисы

Ну, а следующая дорожка может привести к... неприятностям, так что лучше не стараться догнать автора следов. Хотя это следы не медведя и не волка, но тоже очень серьёзного и опасного зверя.

Вообще-то все лесные обитатели, в том числе и хищники, предпочитают избегать встречи с человеком и, услышав шум уже издалека, всегда постараются незаметно удалиться. Поэтому лес часто может показаться обманчиво безжизненным, однако, надо всегда иметь в виду, что за человеком из-за деревьев обязательно следит не одна пара глаз.

Дорожка, протоптанная несколькими кабанами

Но случайная встреча всё же может состояться и бывалые охотники советуют в таком случае постараться не делать резких движений, не проявлять агрессии и не пытаться убегать, если на вас не нападают, а, разговаривая со зверем, медленно уйти в сторону.

Следы копыт кабана

"Ещё одна тропа, проложенная кабанами.


Следы кабанов на снегу

Поскольку кабаны питаются, в основном, подножным кормом: клубнями, корневищами, луковицами растений, а в летнее время и осенью желудями, орехами и грибами – то зимой им, как и другим лесным жителям, из-за глубокого снежного покрова приходится нелегко. И всё же они способны своими клыками раскапывать корм даже из-под снега и мёрзлой земли.

Вспаханная кабанами земля

Помёт кабана, в отличие от лосиного, имеет ярко выраженный неприятный запах, ощущаемый уже издалека.



Помёт кабана

Этот снимок одного из самых больших кабанов в Эстонии – девятилетнего двухсоткилограммового борова – я бесстрашно сделал всего лишь с двух метров. Признаюсь, и сам бы не хотел и никому не желаю в реальности оказаться вблизи этого зверя – в агрессивном состоянии он легко может догнать и убить человека.

Поэтому я пошёл не кабаньей тропой, а другим путём и совершенно спокойно сделал снимок этого вепря в фойе отеля мызы Сагади, где выставлено его чучело. Ну, а вставить картинку в заснеженный ельник, где кабаны любят покопаться в корнях деревьев, уже не составило большого труда.

Кабан или вепрь или дикая свинья

Ну, а тем, кто ещё не бывал на мызе Сагади, советую обязательно посетить как саму мызу, так и находящийся там Лесной центр RMK с большой и познавательной экспозицией.

Скоро снег растает, утекут ручьями в озёра и все следы, но звери и птицы, грибы и растения из леса никуда не исчезнут, а, значит, и у нашей виртуальной экскурсии темы не закончатся.